Прокат авто в Греции — частное мнение

Поделиться

За руль в Греции я села чуть меньше двух лет назад. По моим российским правам я как местный житель ездить здесь не имею права (не говоря о том, что они давно просрочены), а греческие права было получить не так-то легко с младенцами на руках. Но в 2014 году наконец свершилось - поход в автошколу, уроки вождения, экзамены, всё как полжизни назад. Было забавно и во многом полезно. Уже тогда почти ушёл страх вождения по греческим дорогам.

Вождение тут имеет свои особенности, не нарушает здесь только ленивый, дороги узкие и заставленные машинами "где придётся", но это не значит, что это можно делать абсолютно безнаказанно, особенно иностранцам на прокатных машинах, к которым внимание повышенное.

За примерно 45 тыс. км, которые я накатала с лета 2014, из которых около 5-6 тыс. пришлось на вождение прокатных машин, меня остановили один раз. И случилось это на симпатичном новеньком Peugeot, взятом у Avis (см. заглавное фото поста). На нашей семейной развалюшке Matrix греческих полицейских я никогда не интересовала, как впрочем и на нескольких других небольших прокатных машинах.

А в тот раз ехали мы спокойно в ночи с сестрой по трассе Egnatia и тут вдруг после очередного пункта оплаты - здрасьте, предъявите документы и т.д. Я не совсем поняла, на каком основании попросили документы не только у меня, но и у сестры, которая сидела пассажиром, но мозг у меня после нескольких часов руления и в конце сложного дня работал слабовато и хотелось побыстрее достичь места назначения. Я болтала в стандартной греческой манере, вставляя какие-то шутки, не забыв поддержать разговор о жизни, была спокойна и дружелюбна. Документы на машину так и не посмотрели, разглядывали зачем-то исключительно мои права (мои стандартные на автопилоте - "да, русская", "замужем за греком" и т.д. всех удовлетворили) и немного поинтересовались личностью сестры, сверив её фото с удостоверением. Молодым полицейским, скорее всего, вообще просто захотелось пообщаться с нами от скуки, но мне этот маленький инцидент не понравился, хотя греки в целом безопасны и дружелюбны, как в полицейской форме, так и без неё.

Вывод - если едете на прокатной машине, по возможности соблюдайте правила и имейте все документы в порядке. Тем более это относится к тем, кто греческим не владеет, поскольку уровень английского у полицейских на дорогах может быть самым разным и объяснения могут быть затруднительны.

Надо сказать, греческий "авось" не менее силён, чем русский, поэтому кто-то и совсем без документов может ехать. И поскольку останавливают редко, то так, бывает, ездят годами. Но в случае конфликтов на дороге и особенно ДТП "авось" поможет мало. Страховка действует только, если водитель имеет право управления транспортным средством (отсутствие водительского удостоверения или наличие неподходящего документа = "лицо без прав").

Что стоит учитывать при прокате машины.

1. В пик сезона бронируйте машину заранее.

Найти машину "на месте" в июле-августе может оказаться затруднительно. Причём не только в небольших курортных поселках, но и в городах. Крупные компании могут не иметь нужных машин в наличии, а разные небольшие прокатные конторки начинают задирать цены до небес, доставая "из-под полы" то, что вообще в прокат сдавать нельзя (например, старые машины, в которых вероятность технических проблем выше).

2. Если у вас длинный трансфер от аэропорта, то может оказаться выгоднее взять в прокат машину в аэропорту, чем такси.

Особенно если потом сразу планируете несколько дней кататься по окрестностям. Но надо учитывать, что даже если предусмотрена возможность сдать машину в другом месте, при этом могут взять доплату, порой большую. Так что экономия на такси может оказаться неоправданна.

3. Обычно выгоднее всего брать машину на неделю и дольше (зависит во многом от сезона и от класса машины).

При прокате на 1-2 дня, во-первых, будет максимальная цена за сутки, во-вторых, чаще всего вам ограничат суточный пробег.

4. Не доверяйте словам!

Читайте документы. Если менеджер проката объясняет вам всё подробно, в деталях отвечает на вопросы, предупреждает о рисках (так чаще всего делают в крупных международных компаниях типа Avis или Hertz), то, вероятнее всего, и прочитаете вы всё то же самое. А вот если говорят исключительно позитивные - "ноу проблем", "всё будет отлично", "у вас тут всё включено" и т.д. - имеет смысл и бумажки почитать внимательнее. 

5. Разберитесь со страховками.

Базовая цена проката обычно включает либо минимальную страховку (покрывает только ответственность перед третьими лицами), либо в лучшем случае страховку с франшизой (ограничивает размер вашей ответственности определенной суммой, например, 700 евро). За полную страховку надо доплачивать, но и она чаще всего не будет покрывать разбитые стёкла, испорченную резину или неприятности, случившиеся с машиной на пароме. Обо всём этом обычно написано в условиях, только читать порой сложно. Можно спросить напрямую менеджера, на прямые вопросы вряд ли соврут.

Я лично беру машину обычно с минимальной страховкой, надеясь на себя и на "авось", но все же слегка нервничаю при этом. Вероятно, смысл в доплате за страховку всё же есть, но в крупных конторах суммы таких доплат порой выходят за грань разумного.

6. Учитывайте возраст и стаж.

Минимальный стаж вождения лица, управляющего прокатным автомобилем - 1 год, в некоторых компаниях  - 2 года. Минимальный возраст - 21 год, в некоторых компаниях - 25 лет. 

7. Не забудьте заправить машину до полного бака

перед тем, как сдать её обратно (надо читать условия, но обычно это "полный бак - полный бак"), иначе, даже если не хватит нескольких литров, заплатите за полный. Иногда, если вы подъезжаете к прокату с почти нулевым топливом, имеет смысл не заправлять. Зависит от цены, по которой считает прокатная контора (этот параметр известен при оформлении документов), и от цен на ближайших заправках (может не быть дешевых). 

8. Избегайте центров греческих городов,

а также гористых населенных пунктов с плотной застройкой. Если у вас нет достаточного опыта вождения в условиях, когда припаркованная машина может оказаться прямо на повороте, или разъезжаться с кем-то придётся на расстояние нескольких сантиметров, то велик риск оцарапать машину. Даже если вы оплатили полную страховку, оформление документов займет время и отнимет нервы.

9. Не паркуйтесь в неположенных местах.

Особенно в городах (хотя вы будете это видеть везде). Вам не нужны неприятности с вашей прокатной машиной. В неположенном месте могут снять номера (чаще всего полицейские сделают это, а не просто выпишут штраф, хотя снятие номеров не всегда законно, но побегать вам потом придётся), если ваша машина будет откровенно мешать движению - эвакуируют.

В крупных населенных пунктах всегда есть платные паркинги, если не найдете бесплатного законного места. В самом центре они обычно дороже, так что выбирайте места чуть дальше. По паркингам в Салониках напишу как-нибудь отдельно. В небольших населенных пунктах иногда имеет смысл тоже не въезжать в центр, а оставить вашу машину с края, убедившись, что она никому не мешает. 

10. Заправляйтесь вовремя.

Особенно перед выездом на большие трассы. Ближайшая заправка может оказаться через десятки километров. Иногда некоторые заправки оказываются неожиданно закрытыми, так что вне городов лучше следить за уровнем топлива в баке.

СПРАВОЧНО:

стоимость топлива на сегодняшний день (23 марта 2016) - 95 бензин в Салониках и на Халкидики от 1,309 евро (не забудьте сказать, что вам нужен "простой", иначе попытаются заправить более дорогим "экстра"), дизельное топливо - от 0,98 евро. Заправляться имеет смысл рядом с крупными населенными пунктами (дешевле). Ориентировочные цены по регионам (обновляются регулярно, смотрите перед поездкой) - например, здесь. На большинстве островов топливо дороже, чем на материке.

стоимость платных дорог - от 1,2 до 3 евро за участок (оплачивается в пунктах оплаты прямо на дороге, предупреждающие таблички начинаются каждый раз примерно за 1-2 км). Платные дороги обычно лучшего качества. В некоторых регионах их нет (например, на п-ве Халкидики и на многих островах нет ни одной платной дороги).

допустимая скорость: 50 км/ч - в населенных пунктах, 90 км/ч - за пределами, автотрассы и автомагистрали - от 110 до 130 км/ч (чаще всего на крупных трассах есть знаки, в большинстве случаев это 110-120 км/ч).

ЦЕНЫ:

При прокате скромной малолитражки можно ориентироваться на следующие базовые цены (по северной Греции): май-июнь и сентябрь-октябрь - от 20-25 евро/сутки (при прокате от 5-7 дней), июль-август - от 40 евро/сутки (при прокате от 5-7 дней). Суточная цена при прокате на 1-2 дня может быть резко дороже + будет ограничение по километражу (при превышении могут быть неприятные доплаты, будьте внимательны).

Детское кресло - в крупных компаниях всегда за доплату, в маленьких - "как договоришься".

Дополнительный водитель - бывает как бесплатная опция, бывает за доплату.

Машину-автомат в сезон очень дорого и сложно найти. И даже не в сезон лучше бронировать заранее. В Греции на автоматических коробках ездят очень мало.

Дизель или бензин. Иногда для экономии имеет смысл доплатить и взять чуть более дорогую дизельную машину. При большом километраже окажетесь в выигрыше, порой немалом. Пежо на заглавной картинке поразил меня экономичностью, свои 1200-1300 км за три дня я проехала почти на одном баке, подзаправив перед сдачей второй раз лишь несколько литров.

Если у вас есть надежные рекомендации людей, которым вы доверяете, можно брать машину в любой маленькой конторе. В противном случае лучше довериться международным компаниям с высокой репутацией, поскольку их сервисная служба в случае проблем чаще всего будет доступнее. При сравнении цен учитывайте одинаковый вид страховки и все нужные вам опции. Если подходит "минимальный набор", то вопреки расхожему мнению в крупных компаниях цена может быть дешевле, а вот если нужны кресла, доп.водители, забрать машину чуть раньше, вернуть чуть позже и т.д. - в маленьких конторках "за углом" очень часто могут всё это отдать  в подарок.

В любом случае будьте осторожны и внимательны на дорогах.

Захватывающих вам путешествий по Греции!


Поделиться
Posted in Греция моими глазами, Путешествия по Греции, ТУРИЗМ в ГРЕЦИИ, Халкидики and tagged , , , , .

One Comment

  1. Хочу добавить по опыту, что брать в местных конторах без большого имени выгоднее по цене почти всегда. Могут быть проколы с порядочностью, но тут в помощь, мне лично, трипадвайзер. Ну и условия, которые будут и в контракте, почти всегда можно прочитать на сайте — это обязательное условие. Я там про политику топлива особенно всегда читаю. Если этого нет на сайте, лучше даже не смотреть на эту компанию.

    Еще часто пишут про аренду авто на сообществе http://ru-travel.livejournal.com — в частности, снимали машину в Греции по рекомендациям там один раз. Вообще (не только в Греции) мы всегда снимаем бюджетными компаниями, которые не в аэропорту, а промзоне рядом, присылают транспорт в аэропорт, отвозят для оформления документов на место, либо подгоняют машину прямо в аэропорт, без парковки. Выходит сильно дешевле.

    Комментарий по страховке. Если не брать полную, то всегда требуется депозит с кредитной карты, от 500 евро, как правило. Если нет кредитной карты (у нас одно время не было, все были дебетовые) или напрягает такое условие, то удобнее взять полную страховку. В Греции я лично взяла бы. Не знаю, бывает ли возня со страховкой на месте, если какие-то царапины (проблемы со стеклами, думаю, решают не при сдаче, а сразу при возникновении, иначе так же ехать невозможно), но у нас в Греции машину с полной даже не проверяли, оставляешь ключи — и свободен, если полная страховка.

    Еще по «экстра»-услугам, тоже стоит проверить несколько компаний, выбрав оптимальный вариант, который включает желаемую страховку, детские сиденья и т.п. Именно потому что, как пишет Ирина, где-то могут вообще не взять за то же сиденье, а где-то 15 евро в сутки (пример из реальной жизни одной крупной компании, я очень смеялась). И на основе общей стоимости определяться, а не по базовой.

    Кстати, крупная компания или нет, мне кажется, это маловажно, это же франшизы, насколько я знаю, и делают, что хотят. Может, если жаловаться и писать в главный офис, то поможет, но это уже будет после дела и займет время и нервы. На Мальте, помню, компания с международным именем офис открывала, когда хотела, резину на колесах красила в черный цвет, чтобы типа новая, а на самом деле поношенная вдрызг, да и цены нам там дали по знакомству, так как подруга подруги работала — это плюс, конечно, но я к тому, что никакой корпоративной политики, а компания одна из 4-5 самых крупных.

    Про парковку в Салониках очень интересно узнать! В районе набережной в сторону аэропорта, где детские площадки, сложно найти парковку на улице?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *